войти зарегистрироваться

Я умный whois

индекс
0,00

Рекомендации по созданию презентаций

Часто встречал ситуации, когда люди не понимают целей презентаций. Например, на научной конференции (!) девушка в научный доклад вставляла анимацию для того чтобы "доклад не скучно было смотреть". Для меня это было дико.

Создавая презентации, или рецензируя чужие, я руководствовался собственными впечатлениями. Когда же наткнулся на документацию к LaTeX Beamer, был в восторге: там было не только подробное руководство по собственно латех-бимеру, но и общие рекомендации по созданию слайдов. Читая документацию я буквально радовался каждому абзацу, ловя себя на мысли "Да, да. Точно, правильно."

И когда возникла необходимость составить рекомендации по созданию презентаций для конференции RuPyRu, я вспомнил про документацию к бимеру. Она и послужила основой для общих рекомендаций. А уже на основе общих рекомендаций я составил упрощенную редакцию, которую и привожу здесь:


Эти рекомендации не стоит воспринимать как требования, не будет ничего катастрофичного, если вы им не будете строго следовать. Главное правило типографики также применимо и к созданию слайдов: любое правило может быть нарушено, но не все сразу.



Время



  • Количество слайдов примерно соответствует длине доклада в минутах. Если у вас слайдов намного больше, чем времени, то вы просто не успеете показать все слайды, либо будете показывать их слишком быстро и аудитория не поймет доклада. Если у вас слайдов слишком мало, то это означает, что вы не эффективно их используете.

  • Чаще всего времени не хватает.

  • Лучше рассказать полностью об одной теме, чем не успеть рассказать о двух. Вне зависимости от степени важности второй темы.


Доклад



  • Повествование должно быть последовательным и логичным.

  • Возврат к старому слайду - зачастую не удачное решение.

  • Доклад следует делить на разделы.

  • Если доклад длится более 15-20 минут, следует перед каждым разделом давать его краткий план.

  • В каждом разделе не должно быть более 4-5 параграфов (иначе к тому времени, как вы дойдете до последнего параграфа, аудитория успеет забыть план этого раздела).

  • Названия разделов и параграфов должны быть краткими и ёмкими.

  • Начинайте доклад с пояснения, о чем вы будете рассказывать.

  • Завершайте свой доклад обобщением уже сказанных основных тезисов в более короткой и понятной форме. Люди наиболее внимательны в начале и конце доклада. Итоги - это ваш второй шанс донести главную мысль до слушателя.



Слайд


  • Каждый слайд должен иметь заголовок.

  • Не полностью заполненный слайд лучше, чем переполненный. Обычно, в слайде должно быть от 20 до 40 слов. Разумный максимум - 80 слов.

  • Делайте слайд проще. У аудитории всего около 50 секунд на его восприятие.

  • Не стоит переоценивать аудиторию. Делайте доклад более доступным.

  • Не показывайте в слайдах то, о чем не будете рассказывать.

  • Избегайте сплошной текст. Лучше используйте нумерованные и маркированные списки.

  • Не используйте уровень вложения в списках глубже двух. Лучше используйте схемы и диаграммы.

  • Используйте краткие предложения или фразы.

  • Не переносите слова.



Шрифты



  • Используйте не более двух шрифтов (один для заголовков, один для текста).

  • Не используйте для заголовков и текста похожие шрифты.

  • Не используйте для основного текста и заголовков декоративные, рукописные, готические, моноширинные шрифты.

  • Шрифт в схемах и диаграммах должен совпадать с основным шрифтом текста.

  • Размер шрифта стоит выбирать так, чтобы на слайде умещалось около 10-15 строк, не более.

  • Для смыслового выделения текста используйте цвет или полужирную интенсивность.



Цвета


  • Аккуратно используйте цвета. Для добавления каждого нового цвета у вас должна быть веская причина.

  • Будьте осторожны в использовании светлых цветов на белом фоне, особенно зеленого. То, что хорошо выглядит у вас на мониторе, плохо выглядит при докладе, поскольку мониторы, проекторы и принтеры по разному представляют цвета. Используйте темные, насыщенные цвета, если у вас светлый фон.

  • Используйте контрастные цвета. Нормальный текст должен быть черным на белом фоне, или как минимум, чем-то темным на чём-то очень светлом. Никогда не используйте такие сочетания как "светло-зеленый текст на не-слишком-темно-зеленом фоне".

  • Тени уменьшают четкость без увеличения информативности. Не используйте тени только потому что это выглядит "красивей".

  • Инверсные цвета (светлый текст на темном фоне) могут стать проблемой в светлых (не затемненных) помещениях. Инверсные цвета также тяжелее воспроизводятся в раздаточном материале и на прозрачках.


Графика


Графика чаще всего раскрывает концепции или идеи гораздо эффективнее текста: одна картинка может сказать больше тысячи слов (бывает и наоборот - одно слово может сказать больше тысячи картин).



  • Если есть возможность - вставляйте картинки в каждый слайд. Визуализация сильно помогает аудитории.

  • Помещайте картинки левее текста: мы читаем слева-на-право, так что смотрим вначале на левую сторону слайда.

  • Графика должна иметь ту же самую типографику, что и основной текст: шрифты, начертание.

  • Фотографии вполне могут быть полноцветными, а векторная графика (диаграммы, схемы, графики) должны соответствовать основной цветовой схеме (например, черный - обычные линии, красный - выделенные части, зеленый - примеры, синий - структура).

  • Как и в случае текста, вы должны объяснить все элементы графики.



Анимация и переходы


  • Используйте анимацию для пояснения динамики системы. алгоритмов и т.д.

  • Не используйте анимацию для привлечения внимания аудитории.

  • Не используйте эффекты смены слайдов, как например "диссоциация", если только у вас нет на это веских причин.



комментарии (36)

  • Очень поддерживаю, спасибо за топик! Сам часто сталкиваюсь с тем, что окружающие не знают этих(по-моему элементарных и логичных) правил создания презентаций.
  • Спасибо) В избранное)
  • Приятно читать. Легко и быстро пролетел топик.

    Все что написано было применено, собственно, к написанию топика.
    Отсюда несложно понять ценность вышеприведенных советов.
  • хорошая справочка. Про инверсные цвета не понятно, обоснуйте, пожалуйста. Единственное понятное ограничение — расход краски. По моим наблюдениям с проекторами белое на черном читается не хуже черного на белом, а белое на синем не хуже черного на желтом.
    • Первое, что касается проекторов. За счет малой плотности белого цвета (получается, светлые только буквы) в незатемненных помещениях инверсные слайды выглядят менее контрастными чем аналогичные в традиционной цветовой схеме.

      Ну и на прозрачках большие темные области выглядят неравномерно закрашенными, плюс прозрачки показываются на просвет, это тоже влияет.
  • Спасибо за последовательный материал. В избранное и теперь выдавать в виде ссылки для всех, кто присылает "гламурную расскраску", а не презентацию
  • Друзья, описанные выше рекомендации соблюдают многие вменяемые люди, но об одном, как мне кажется, многие забывают

    ну хватит, ХВАТИТ на слайдах писать слово в слово текст Вами произносимый на презентации. А то и хуже, превращать слайд-шоу в визуальный текст вашего доклада (как, например, увидел у http://rossomachin.livejournal.com/87952…)

    В рекомендациях по созданию комментария ни слова о целях презентации, а она оч. проста - визуальное дополнение к вашим словам. Именно дополнение, а не "копирование".

    Например, на Идеи 2005 всем (не) любимый Артемий Лебедев вместо презентации в MS PP показывал "слайды" через адресную строку IE, вводя по-быстрому что-то вроде http://artlebedev.ru/imgs/1/1.jpg
    • более подробно изложил свою точку зрения в http://pinkerton.habrahabr.ru/blog/43135…
    • в ЖЖ есть комьюнити посвященное презентациям и мне http://community.livejournal.com/present… - и мне помогла эта статья, тем что я подготавливаясь к защите курсовой интересовался как должна выглядеть эффективная деловая презентация.
      PS я сегодня защищал курсовую с помощью презентации - "отлично"
      • хочу еще добавить: эта статья в хабре выглядит более презентабельно ;)
    • Ага, встречал такое, когда текст сплошняком на слайде, а докладчик тупо читает (или там по памяти рассказывает) один-в-один с текстом.

      А вообще, это рекомендации по созданию презентации, а не доклада ;). Про доклад есть, например, подкинутая piranha ссылка - Giving a talk.
  • Буквально недавно был озадачен подготовкой презентации.
    Для себя сделал следующие выводы:
    - Минимум текста максимум наглядности. Очень понравилась мысль Лебедева про то, что если слушатель что то прочитал быстрее чем вы сказали то ему скучно. Далеко не везде есть хорошо оборудованые помещения для презентаций. Поэтому каждый слайд должен быть понятен даже с последнего ряда аудитории. Личный опыт показал, что графические образы (особенно векторные) очень хорошо читаются издалека. Грамотно подобранный образ позволяет привлечь аудиторию и улучшить восприятие. Люди мыслят объектами. Поэтому объект и описание его действий гораздо лучше запомнятся чем текстю
    - Обязательно должно быть указано сколько всего слайдов в презентации и номер текущего слайда.
    - Единая стилистика. В частности я для наглядности использовал героев South Park. Вся графика тоже была подобрана в этом стиле.
    • не знаю в чем проблема, но при подготовке презентации у меня величина шрифта упорно не сохранялась и в итоге во время презентации на похожих последовательно идущих слайдах были разной величины буквы..
    • Дело в том, что конференции бывают не только по IT или по дизайну. Есть, например, научные конференции, где визуальные образы полезны, но не могут заменить математического описания. Ценность этих рекомендаций в том, что они, как и типографика, имеют значение вне зависимости от области применения. А советы Лебедева, всуе упомянутого, к презентации по интегрируемым гамильтоновым системам не применишь.
      • Кстати, в научных конференциях, ужасные ppt-слайды встречаются очень часто.
  • По созданию презентаций есть замечательный ресурс: http://www.presentationzen.com/
  • Спасибо! Как никогда актуально для меня. Скоро защита диплома. +_+
  • Про эффекты смены слайдов - это абсолютно точно подмечено :) Очень по-чайниковски смотрится.
  • Имеет смысл ещё посмотреть выступление Гарра Рейнольдса (осторожно, английский язык) и как-то (я пока не знаю как :)) объяснить, что 40 слов на странице — это не предел, в который надо уместиться, а индикатор того, что всё совсем плохо.

    То есть если на слайде много текста, надо не ужимать текст, а выкинуть слайд и нарисовать заново.
    • Вряд ли кто сможет соперничать с Лессигом в минимализме слов на каждом слайде. То что он показывает порой очень похоже на cубтитры.
  • Для презентаций хорошо подходит шрифт Arial. Простой и ничего лишнего.
    Не надо играться с фонами, например такой финт: "темный фон -> белый блок -> темный текст в блоке" - вообще читать невозможно.
  • А я не люблю когда на слайдах (особено часто видел это в ВУЗах) находиться огромная таблица значений цифровых! Некоторые вставляют таблицы 10х10 и более.... Выглядит устрашающе!!
    • В этой презентации можно видеть как человек невероятно доступно представляет сложные статистические данные (интересное начинается на четвертой минуте).
  • большое спасибо!
    в меморис однозначно:)
  • В своё время нам отдельно рассказывали как готовить презентации. К вышесказанному хотел бы добавить следующее:

    • Всегда имейте в наличии напечатанный вариант произносимого вами текста (хотя бы в электронном виде).
      Следуя рекомендациям презентация должна быть лаконичной и ни в коем случае не должна дублировать речь докладчика, поэтому вряд ли после доклада одной презентации будет достаточно тем, кто реально озабочен вашей темой или кому просто понравился ваш доклад...

    • Не носитесь везде с одной и той же картинкой
      При подготовке презентации всегда нужно учитывать аудиторию, перед которой будет читаться доклад. Если вы рассказываете о социальных сетях на форуме веб-разработчиков, то наверняка им будут интересны детали реализации, особенности, и они не будут воротить нос от кусков кода (хотя этим не стоит пренебрегать). Но эта же презентация ни в коем случае не должна быть показана на форуме матерей старшеклассников, которые зачастую далеки от веб-разработки и им важно объяснить выгоду, которую они получат от социальных сетей...

    • Не усложняйте жизнь себе и другим!
      В своё время я был на RuSSIR'е, в общем то там было интересно, но не понял я одного: был там человек по фамилии Лифшиц. Доклад у него был интересный, но был в нем один недостаток - он был на английском. При всём при том, что нерусскоговорящих людей в аудитории я насчитал... один человек, а уроженец Питера в совершенстве владеет не только английским, но и русским - устная речь на английском была крайне странна. Лично я так и не понял, почему он решил читать на английском... Ведь в любом случае восприимчивость аудитории в таком случае снизилась.

    • Не стоит быть слишком серьзным!
      Очень хорошо в презентации иметь пару бомбочек (шуточных картинок, просто смешных фраз, но в тему), это помогает разбавить обстановку и расслабиться окружению...
    • > Всегда имейте в наличии напечатанный вариант произносимого вами текста (хотя бы в электронном виде)
      Зависит от ситуации. Я, например, если есть возможность, стараюсь импровизировать. Потому как если будет текст и забуду слово/фразу, буду судорожно вспоминать именно это слово или фразу. В случае импровизации просто по другому построю предложение. Естественно, это не отменяет репитиций.

      > вряд ли после доклада одной презентации будет достаточно тем, кто реально озабочен вашей темой или кому просто понравился ваш доклад
      Ошибка. Если слайдов не хватает для воспроизведения основ доклада, значит слайды плохие. Хорошие слайды наоборот, позволяют тем кто в теме, воспроизвести доклад. Возможно, без каких-то подробностей и мелочей. Слайды задают структуру доклада, скелет, текст добавляет "мясо".

      Со следующими двумя пунктами согласен, а вот последний може оказать медвежью услугу. Полезность этого совета зависит от аудитории. Если вы делаете доклад для инвесторов или на научной конференции, бомбочки могут дать не тот эффект ;)
      • > Зависит от ситуации. Я, например, если есть возможность, стараюсь импровизировать. Потому как если будет текст и забуду слово/фразу, буду судорожно вспоминать именно это слово или фразу. В случае импровизации просто по другому построю предложение. Естественно, это не отменяет репитиций.
        Тем самым я не имел ввиду ни в коем случае, что при наличии текстового варианта необходимо воспроизводить его слово в слово - даже лучше, если текст у вас чисто технический, а поясняете вы реально сложные моменты...

        > Ошибка. Если слайдов не хватает для воспроизведения основ доклада, значит слайды плохие. Хорошие слайды наоборот, позволяют тем кто в теме, воспроизвести доклад. Возможно, без каких-то подробностей и мелочей. Слайды задают структуру доклада, скелет, текст добавляет "мясо".
        По слайдам вы не сможете восстановить текст! Полезность 7 страниц формата А4 перед 7 слайдами всё-таки в том, что непосвященный сможет легко "войти в тему", а посвященному может копнуть глубже. Кстати, как промежуточный вариант можно выдавать не текст, а аудио/видеозапись вашего доклада (этот вариант сейчас широко используют, но ИМХО, текст все-таки лучше)

        > а вот последний може оказать медвежью услугу. Полезность этого совета зависит от аудитории. Если вы делаете доклад для инвесторов или на научной конференции, бомбочки могут дать не тот эффект ;)
        "Кто не рискует, тот не пьёт шампанское"... Конечно же надо быть осторожным, но другая сторона: представьте 3-х часовой доклад для инвесторов или на научной конференции и сплошной технический текст, формулы, диаграммы... "Ау, аудитория, вы еще тут?!"
        • > представьте 3-х часовой доклад для инвесторов или на научной конференции
          На научных конференциях не бывает 3-х часовых докладов. Обычно это 15-20 мин. Сомневаюсь, что бывают 3-х часовые доклады для инвесторов. Объективно невозможно удержать внимание аудитории больше часа. Предел - около 40-50 минут.

          Пикироваться мы можем еще пару уровней вложенности... Я всё это к тому, что из ваших советов, без оговорок и поправок могу лишь согласиться с "Будь проще" и "Учитывай аудиторию".
  • кто как считает, есть ли разница в восприятии слайдов в цветовых схемах «тёмное на светлом» и «светлое на тёмном»? если отбросить проблемы с внешним освещением и оборудованием, допустим, что всё идеально.
    я замечаю, что наблюдатели более внимательны, когда фон тёмный. причём, не обязательно чёрный, а такой тёмно-серый. у меня есть несколько догадок может и сумасшедших, тем не менее: светлый фон слишком официальный, он раздражает (особенно, когда презентация утром, все ещё «спят»).
    • Если всё идеально, значит помещение затемнено хорошо, значит белый фон будет слишком ярким. Выбрав в этом случае менее контрастное и менее яркое сочетание (тот самый темно-серый фон) вы бережете глаза аудитории и в благодарность принимаете ее повышенную лояльность ;)
  • Ещё хочется добавить, что картинки, вставляемые в презентацию надо оптимизировать. Конечно хабровчанам это может казаться само собой разумеющимся, но в жизни мне не раз попадались презентации с фотографиями, вставленными прямо с пятимегапиксельного фотоаппарата. Главным же шедевром была презентация в 10 слайдов весом около 400 Mb (демонстрировался детский летний лагерь с 4-6 крошечными фотографиями на каждом слайде), а техник, обслуживающий презентацию извинялся, что "железо слабое, поэтому презентации долго грузятся". Картинка в идеале должна быть именно того размера, который используется в самой презентации. Особенно если эта презентация потом будет распространяться.
  • # Не используйте анимацию для привлечения внимания аудитории.
    Почему?

    # Не используйте эффекты смены слайдов, как например "диссоциация", если только у вас нет на это веских причин.
    Какие причины следует считать вескими?
    • # Не используйте анимацию для привлечения внимания аудитории.
      Почему?

      А какова цель доклада? Донести до слушателя какую-то информацию или поразвлекать его? Если первое - то анимация вылетающего текста занимает время и отвлекает внимание от доклада. Если второе - включайте мультфильм, там полно анимации.

      # Не используйте эффекты смены слайдов, как например "диссоциация", если только у вас нет на это веских причин.
      Какие причины следует считать вескими?

      Например, на последовательных слайдах изображено начальное и конечно состояние системы. В этом случае анимация перехода слайдов может помочь показать процесс эволюции системы.
      • Человек эффективно воспринимает информацию только через эмоции. :)

        Почитайте, для начала, Presentation Zen и Brain Rules
        http://www.slideshare.net/garr/brain-rul…
        brainrules.com
        Есть много неплохих видеозанятий на Google Talk
  • Действительно хорошие советы, спасибо!
    Я перелапатил кучу литературы и сайтов, что-бы собрать подобноый материал в один системный алгоритм работы ИТ-шника (дизайнера). С момента получения задания (согласования и уточнения что, где, когда, как...) и процесса изготовления (структура, фон, шрифт, цвет, графика, анимация...), до их премьерного показа. Главное отличие моих советов от существующих - это повышенная информативность, а связана она с тем что мои презентации сопровождают доклади и отчеты. Все эти советы , типа 10/20/30 ,не подходят, так как подается много информационно-аналитического иатериала и цифр. Слушатели вполне успевают и слушать и выбирать цифры и факты с екрана. Очень хотел бы услышать советы для таких презентаций и людей кто этим занимается. Спасибо еще раз.
  • У Джина Желязны есть 2 отличные книги по презентациям. «Говори на языке диаграмм» и «Говори на языке презентаций» (название не точное, тк отдал книгу почитать).
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.